Fkav3awjDMA

Barbarella: барбершоп, в котором работают только девушки

Нам долгое время усиленно внушали, что в барбершопах могут работать только мужчины, что брадобреями могут быть опять же только мужчины, что женским ногам в мужские цирюльни вход заказан, и мы слепо верили, хотя надеялись на то, что это неправда. Почему надеялись? Да потому, что немалой части редакции, причем мужской части, куда приятнее было бы стричься у женщин, а не у мужиков. К счастью, мы пообщались с крутой подругой по имени Лиза (если нагнать официоз, то Елизавета Соколова), которая рассказала нам не только о своем уникальном барбершопе, в котором работают только девушки, но и о том, откуда вообще сложился стереотип, будто барберы обязательно должны быть мужчинами. Уверяем, общение выдалось крайне интересным.

На протяжении многих лет барбер-индустрия пыталась внушить нам, что только мужчины могут быть, собственно, барберами. Когда вы решили стать барбером, то вы понимали, что ступаете на чужую территорию? Можно ли такое решение назвать вызовом или провокацией?  Формат барбершопов, который активно тиражируется сегодня, где мужчины стригут мужчин, – это концепция, искусственно воссозданная маркетологами. Такой продукт удобно позиционировать и продавать – у него есть опора на исторические факты, соответствующая атрибутика и «упаковка». Исторически так и было: профессия зародилась в Западной Европе в XI веке вследствие раскола христианской церкви на Римско-католическую и Православную. Римско-католическая церковь, чтобы отстоять свое влияние и визуально обособиться от «неверных» (ортодоксальных христиан, иудеев и мусульман), постановила своим последователям лицо брить. Католические монахи также выбривали на голове тонзуру, корону из волос, что символизировало связь с Богом. Таким образом при монастырях появились люди, изначально это были монахи, которые выполняли функцию цирюльника. Образованных людей тогда было мало, так что цирюльники одновременно выполняли функции хирургов и дантистов. В таком формате 3-в-1 (цирюльник-хирург-дантист) профессия «вышла» в западноевропейские города и продолжила развиваться. Официальное разделение профессий произошло только в 1745 году.

Что касается женщин, то до XX века у них не было доступа к образованию, поэтому обучаться профессии и работать, как мужчины, они до прошлого столетия не могли. В XIX веке, когда мужчины сняли парики и стали стричься в барбершопах, женщины волосы не стригли в принципе, прическу им делала гувернантка. Поэтому женских заведений такого формата не существовало. Стоит отметить, что речь здесь идет только о знатных сословиях, так как до Первой мировой войны в Европе преобладало классовое общество.

Тиражировали бабрершопы американцы, читай переселенцы из Западной Европы, которые большие мастера упрощать любое явление и делать его массовым. Так что когда мы говорим о каком-то явлении, в данном случае «классическом» формате барбершопа, должны понимать, что у любого явления есть исторические, социальные и экономические предпосылки. Исторические я уже описала выше, что до социальных, то здесь имеет место быть размытие гендерных границ, нападки на традиционные патриархальные устои общества, что провоцирует общество само себя «выравнивать». В данном случае показателен пример моды на бороду, которая во все времена и во многих культурах являлась символом мужской доблести. Таким образом мода на бороду обусловлена подсознательным стремлением мужчин подчеркнуть свою гендерную идентичность. Товарищи маркетологи и сеятели трендов очень грамотно этот социальный фактор монетизировали. Так что экономической причиной размножения барбершопов данного формата будет потребность мировой экономики в новых рынках сбыта. Мода на бороду и создание услуг специально для мужчин идеально влечет за собой создание огромного количества продуктов под эту моду: от косметики для ухода за бородой до всякой сопутствующей «чисто мужской» атрибутики. Вот вам и новый рынок.